Новости

Пермь - Ильинское - Чёрмоз  2011 год

В августе этого года мы с семьей поехали в поселок Ильинский. Путешествовать мы любим и эти 93 км до поселка не были для нас проблемой. Взяли с собой термос, бутерброды, карту Пермского края и навигатор на всякий случай. Мы в Ильинском уже были несколько лет назад. Еще тогда поселок нам понравился. Просто захотелось еще раз туда съездить, может там откроем для себя что-то новенькое. Залили бак бензином под горлышко и поехали. И хорошо что заправились в городе, дальше по трассе я не увидела ни одной заправки до самого Ильинского.

Путь лежал через Гайву, через КамГэс. Вскоре свернули на основную трассу, которая тянется до самого Ильинского. Дорога неплохая, но узкая, всего по одной полосе в каждую сторону. В этом направлении находятся коллективные сады Алёшиха в 35 км от города и в выходные дни здесь иногда бывают пробки. Здесь же, не доезжая Алёшихи, идет поворот на Хохловку.

Все, проехали эти поселки, основной поток машин рассосался и мы рванули вперед. Далее идет пустая и скучная дорога. Здесь нет автозаправок, кафе и мотелей. Нет даже придорожных магазинчиков. Инвесторам не интересно вкладываться в бизнес на этой трассе, потому что впереди не будет больших городов и транзитом транспорт  здесь не ходит. За окном изредка проплывают деревни из 5- 8 покосившихся домов. Фур тоже нет. Мы за всю поездку ни одну не обогнали. Но зато дорога хорошая, некому ее разбивать, машин ходит немного.

Иногда встречаются деревни со смешными названиями. Интересно, кто и когда их так назвал? Например, деревня Мухлыги.

До Ильинского мы доехали за 1 ч 10 мин. Это поселок городского типа, назван в честь Ильи – пророка. Каждый год 2 августа в «Ильин день» в поселке проходит крестный ход в честь пророка.  Ильинский так удачно расположился на берегу Камского водохранилища, огибая его. Очень уютный поселок.

Сам центр – это небольшая площадь, на которой стоят церковь необычной архитектуры (судя по кресту, это православная), старинный и отреставрированный особняк Строгановых, небольшие магазины «Строгановский» и «Лидия» и чуть пониже особняка Строгановых автовокзал.

Сейчас этот особняк хорошо отремонтирован и в нем находится музей. В музей мы не пошли, в выходные он вроде не работает, но точно я не знаю. Удивило здание автовокзала. Это не какой – то сарай начала прошлого века, а современное стеклянное здание современной  архитектуры. Смотрим, как раз пришел автобус из Перми.

В центре на площади рядом с доской почета висит плакат « Гостевые номера …. Чисто, уютно, недорого….» и телефон. Видимо в поселке нет ни гостиницы, ни мотеля.

«Ознакомились» мы так же с «содержимым» Строгановского магазина. Ну это же входит в культурную программу нашего путешествия – приехать в город и обязательно чего-нить там купить на память. Нынче «на память» мы купили вкусный мармелад, халву и батон.

Спустились на набережную водохранилища. Набережная обустроена, асфальтирована и с красивым ограждением. Полюбовались на волны, на природу, попили чай и поехали дальше с экскурсией.

Прямо рядом с церковью на площади увидели неасфальтированную гравийную дорогу, которая уходила куда-то вверх на гору. Думали «поехать – не поехать», наверное частный сектор и смотреть там нечего. Но как оказалось там куча магазинов, уличное кафе, Дворец культуры и, самое неожиданное, современный спортивно-оздоровительный комплекс «Арена» с большим стадионом.

Увидела прямо напротив стадиона деревянный дом, в котором расположились, читая вывеску, бильярд, кафе «Парус» и VIP – номера.

Петляли – петляли по дороге и выехали на пятачок с небольшими магазинами. Я заметила, что в поселке много магазинчиков идут под вывеской «сеть магазинов «Масляна». Есть в Ильинском свой «купец первой гильдии», который открыл их.

Есть в поселке свое училище. Это мы узнали по вывеске, когда спускались куда-то вниз к реке.

Спускаемся по другой улице тоже к реке, нас обгоняет дорогой внедорожник. Я еще подумала «есть здесь небедные жители».  Смотрим, вскоре он остановился у какого-то старинного отреставрированного 2-этажного здания. Как оказалось, это здание местной администрации. А если проехать еще чуть пониже, то прямо на берегу реки стоит за высоким забором шикарный коттедж. Наверное, он принадлежит кому-то из «верхушек» поселка.

Ну вот мы и ознакомились подробно с достопримечательностями Ильинского. Время было еще мало, домой ехать было рано. А тут на развилке в Ильинском мы увидели указатель на Чёрмоз. В Чёрмозе мы не были и раз уж мы находимся от него недалеко, решили туда съездить. По навигатору задали маршрут. Чёрмоз находился в 65 км от Ильинского. И мы поехали.

Чёрмоз.

Переехали на другую сторону водохранилища. Проезжая по селу Сретенское, обратила внимание, что поселок немаленький и даже есть свое кафе. Ну местные вряд ли в него ходят, кафе скорее рассчитано на транзитных водителей.

Я даже не ожидала, что до Чермоза будет такая чудесная дорога, ни ям, ни колдобин нет. Домчались всего за 30 минут. Но насторожило очень и очень мало проезжающих мимо машин. Места здесь какие-то глухие. Ну, думаю, ближе к городу (!!!) поток будет больше. Ан нет! Это оказалось никаким не городом, а селом. Возможно даже вымирающим. Въехали в поселок и увидели запустение. Дорог нет, гравийка по улицам. Из асфальтированных оказалось всего две дороги. А дальше везде гравийка. Самих улиц раз-два и обчелся. Стоит один частный сектор, только где-то на въезде я заметила 3 кирпичных двухэтажных дома на два подъезда. И это старинный поселок времен Строгановых! Старинных зданий в поселке немного.

фото сделано с видео

Проезжая, увидели церковь. Она находится на реставрации. Куполов я не заметила, но потом мы слышали откуда-то колокольный звон. В поселке есть свой Дом Культуры. С виду выглядит как неживой.

Обнаружили автостанцию. Шок! Ну не может быть в 21 веке таких автостанций.

В старинном здании  по-моему располагается школа.

Удивило, но в поселке есть городская библиотека. Как-то так дорога нас вела-вела и привела вниз к водохранилищу. А там находится городской сквер или парк. На окраине парка стоит красивая отреставрированная ротонда. Вокруг лавочки и урны для мусора.

А еще там же есть заброшенная старая пристань. Как жаль, что все это разрушено и уходит в прошлое. А ведь когда-то сюда приходили катера и баржи с товаром, приезжали-уезжали люди от этой пристани. Видно, что зданию пристани не меньше 100 лет. Здесь на берегу так уютно, солнце, березки зелененькие шуршат. Взгляд поднимешь на пригорок, а там красивая ротонда. Чтобы завершить эту картину, сюда  еще не хватает барышень с зонтиками, собачками, в кринолине, прогуливающихся по пристани и встречающих своих мужей-купцов.

Поселку, как видно на стеле, нынче ровно 310 лет.

Ну «воспоминания» в мечтах сменяет действительность. Может мы объехали не весь поселок? Может в Чёрмозе есть где-то микрорайон с современными 5-этажками? Но перед нами предстал только деревянный одно- и двухэтажный Чёрмоз с «супермаркетом».

На часах было уже 18-00 ч, пора было возвращаться домой в Пермь. Обратно ехали этой же дорогой, но, как нам всем показалось, ехали еще быстрее чем вперед. Вся поездка у нас заняла чуть больше 6 часов и проехали за день 340 км.